«Потерянная» олимпиада (политика, шахматы и филателия)
04 декабря 2019
Как причудливо, подчас, переплетаются события в сферах, на первый взгляд, между собою совершенно не связанных….
Известно, что с 20 августа по 11 сентября 1950 года в югославском Дубровнике проходила 9-я олимпиада по шахматам при участии 16 стран. Это была первая послевоенная олимпиада, да и вообще первое шахматное состязание с таким названием – «шахматная олимпиада». И тем более странно, что в этом достаточно видном и значимом шахматном мероприятии не принимала участие советская команда. Более того, Советский Союз, страны восточной Европы вообще как будто на заметили, проигнорировали это событие.
Здесь следует отметить, что подобные турниры регулярно проводились и до Второй Мировой войны под названием Турнир Наций, организатором которых выступала Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ, возникшая в 1924 г.). Однако Советский Союз вступил в ФИДЕ только в 1947 г. и потому во всех предыдущих турнирах, естественно, участия не принимал.
Но тем более непонятно, почему советской шахматной школе через три года после вступления в ФИДЕ не заявить бы о себе, не вывести на мировой уровень сильнейших шахматистов мира, которыми всегда была богата наша страна?
В честь Олимпиады в Югославии в 1950 г. были выпущены тематические конверты и серия из пяти марок, посвящённые этому событию. В день открытия Олимпиады происходило специальное гашение марок тематическим штемпелем «первого дня». Многие участники Олимпиады любезно оставляли на таких конвертах свои автографы.
Серия марок в честь Олимпиады в Дубровнике, 1950 г.
Так почему же не только наша страна «потеряла» первую послевоенную шахматную Олимпиаду, почему и другие страны соцлагеря, проигнорировали это событие?
Рассмотрим подробнее события в мире за эти три-четыре послевоенные года.
На XIX конгрессе ФИДЕ в Сальтшобадене только в 1948 г. после большого перерыва из-за Второй Мировой войны был поднят вопрос о возобновлении Турниров Наций. Предложение поступило от югославского делегата, который заявил, что Шахматная федерация Югославии согласна организовать у себя первый послевоенный Турнир наций. Это являлось достаточно неожиданным событием, так как Югославия во время войны понесла большие материальные потери и в это время предприняла первые шаги для восстановления инфраструктуры. После оживлённой дискуссии было принято решение, что бюро ФИДЕ должно изучить предложение югославской делегации и к следующему конгрессу подготовить рекомендации.
На следующем конгрессе ФИДЕ в Париже в 1949 г. снова обсуждалось предложение о возобновлении проведения Олимпиад. Особых дискуссий на этот раз не было и было принято решение, что 9-я олимпиада состоится в Югославии в 1950-м году.
Советская же делегация в ФИДЕ фактически выступала против югославского предложения. Власти СССР решили бойкотировать это событие и всем восточноевропейским странам ничего не оставалось делать, как следовать за «старшим братом». В результате, кроме СССР на Олимпиаде также отсутствовали некоторые другие популярные команды Восточной Европы, в частности, таких стран, как Венгрия и Чехословакия. Отсутствовала и сборная Великобритании, в которой в это же время проходил национальный чемпионат.
Так в чём же причина такой позиции советской делегации, причина бойкота советским руководством (и спортсменами) этой олимпиады да и в чём суть этого конфликта между советским руководством и правительством Югославии?
Дело в том, что в это же время в международной политике происходили и другие немаловажные события.
С лета 1946 г. возникли сложности в советско-югославских экономических отношениях, особенно по вопросу совместных акционерных обществ в разработке полезных ископаемых. Межправительственное соглашение по этому вопросу было принято 8 июня 1946 г., при этом Югославия настаивала на том, чтобы при создании акционерных обществ в ее пользу в качестве взноса засчитывалась и стоимость залежей полезных ископаемых, а СССР, естественно, был против. В 1947 г. конфликт разрешили, однако от создания совместных акционерных обществ отказались. Масла в огонь подлила и недостаточно бескомпромиссная, по мнению Тито, позиция Москвы в отношении Триеста. Югославский лидер считал, что Сталин не учитывает интересы югославские интересы к Триесту на переговорах с западными союзниками. В свою очередь Москва выражала недовольство тем, что Тито стремится занять место посредника в отношениях СССР с Албанией и препятствует установлению прямых отношений.
Стоит также затронуть и «болгарский вопрос». В 1946 г. возникла идея объединить 6 югославских республик, Албанию и Болгарию в Балканскую Федерацию. Идея понравилась Г. Димитрову, который высказал ее от своего имени в июле 1946 г., а 17 января 1948 г., будучи в Румынии, выразил уверенность, что такая федерация скоро будет создана. Но 28 января 1948 г. в Правде было напечатано редакционное заявление: «…Эти страны нуждаются не в проблематичной и надуманной федерации или конфедерации и не в таможенной унии, а в укреплении и защите своей независимости и суверенитета путем мобилизации и организации внутренних народно-демократических сил…». Это означало: Сталин хочет контролировать каждую страну коммунистического блока по отдельности. В феврале 1948 г. Димитров официально отказался от идеи Балканской Федерации (вскоре он заболел и 2 июля 1949 г. умер под Москвой). Кроме того, Сталин не спешил создавать федерацию из-за давления Западных союзников: Великобритания и США были против болгаро-югославского договора, мотивируя это статусом Болгарии как побежденной страны. В феврале 1947 г. мир с Болгарией был подписан, однако не ратифицирован. Сталин медлил, тогда как Тито и Димитров спешили. Это также вызывало противоречия между Москвой и Белградом.
27 ноября 1947 г., при подписании Договора о дружбе, Югославия и Болгария заключили соглашение о таможенном союзе, не поставив предварительно Сталина в известность. 10 февраля 1948 г. руководители Югославии (Э. Кардель, М. Джилас, В. Бакарич) и Болгарии (Г. Димитров, Т. Костов, В. Коларов) были приняты Сталиным. Сталин заявил: «…Вы вообще не советуетесь. Это у вас не ошибки, а принцип, да, принцип!». Тот факт, что в Албании находилась югославская дивизия, выдвинутая к греческой границе для возможной помощи греческим коммунистическим партизанам, Сталин истолковал как стремление Тито форсировать создание Балканской федерации.
Кроме того, к этим бурным политическим событиям ещё примешивались и личные мотивы и амбиции. Тито был тогда единственным коммунистическим руководителем, самостоятельно освободившим большую часть своей страны от гитлеровской оккупации. Многие считали тогда, что у мирового коммунистического движения должен быть единый вождь и видели в Тито преемника И. В. Сталина. Сам Сталин, однако, так заботился об укреплении режима своей личной власти, что всякого кандидата в преемники рассматривал как соперника и, следовательно, врага, подлежащего ликвидации. Сами обстоятельства, при которых произошел окончательный разрыв между СССР и Югославией, были малозначительными и случайными. Но не случайно эти мелкие недоразумения, накопившись, привели к столь острому конфликту: такова была природа тоталитарного режима – ещё только складывавшегося в Югославии и уже гораздо более тоталитарного режима в СССР.
Осенью 1947 - зимой 1948 г.г. ужесточились донесения советского посольства вМоскву. В них Югославия обвинялась в национализме, в переоценке собственного значения в борьбе 1941-1945 г.г. и, соответственно, в недооценке советской помощи и советского опыта. Говорилось даже о непонимании КПЮ сущности марксизма-ленинизма.
В марте 1948 г. Югославия впервые пошла против СССР. Вопреки директивам Москвы Тито продолжил склонять Албанию к союзу, а также согласился на просьбы КПГ оказать ей военную помощь в партизанской борьбе. В ответ на отказ предоставить информацию об экономическом положении в Югославии Сталин 18 марта отозвал из Югославии советских специалистов и военных инструкторов. В день, когда последние из них покинули страну (27 марта), И. В. Сталин и В. М. Молотов направили югославским руководителям первое письмо с обвинениями. Некоторые обвинения были абсолютно беспочвенными: югославы якобы следовали гнилой теории мирного врастания капиталистических элементов в социализм в духе Бернштейна и Бухарина. Югославов обвиняли также в антисоветизме и в том, что 1-й заместитель министра иностранных дел В. Велебит британский шпион, все это знают, но не принимают мер.
В ответ Белград сам предъявил обвинения Москве в ответном письме от 13 апреля.
Противостояние между СССР и Югославией усилилось и привело к разрыву между Белградом и Москвой. СССР заручился поддержкой партий-членов Коминформа, которые, естественно, единогласно осудили позицию КПЮ (правда, не столь единодушно, как хотелось бы Сталину). Заручившись поддержкой восточно-европейский компартий, советское руководство направило 4 мая КПЮ письмо с предложение рассмотреть эти разногласия на ближайшем заседании Коминформа. Тито отказался, вполне справедливо сославшись на предвзятую позицию всех остальных членов Коминформа. Во время подготовки к совещанию Информбюро в Москве в течение мая 1948 г. шла активная работа по подготовке компромата на Тито и прочих руководителей КПЮ. Тщательно просматривалась архивная документация, заготавливались копии дел. К началу июня под руководством А. А. Жданова был подготовлен проект резолюции Информбюро «О положении в Коммунистической партии Югославии», дополненный затем указаниями и пометками самого Сталина.
На совещании югославский вопрос был главным вопросом; партии-члены Коминформа продемонстрировали полную поддержку линии Сталина и единодушно осудили КПЮ, несмотря на то, что у некоторых делегаций позиции были не полностью идентичны советским. Этому способствовало давление Москвы на компартии, когда ППР, КПЧ и КПВ были обвинены в «сползании к национализму», однако этим делам, в отличие от югославского, не был дан ход.
С 48-го года советско-югославские отношения были прерваны не только по партийной, но и по государственной линии, дипломатические отношения формально сохранялись, но послы были отозваны.
Тито решительно отвергал все обвинения Комиинформа и через свои СМИ Югославия вступила в ожесточенное противостояние с советско-коминформовской пропагандой. В сентябре 1948 г. в советской «Правде» была напечатана статья «Куда ведет национальная группа Тито в Югославии» за подписью «Цека». В ней КПЮ клеймилась как «клика политических убийц». Кроме того, к действиям советской пропаганды подключилась антититовская эмиграция в СССР и Восточной Европе. СССР применил и экономический методы: поставки советских товаров в Югославию на 1949 г. были уменьшены в 8 раз, члены СЭВ прекратили предоставлять кредиты Югославии.
По причине такого отношения Белград стал также переходить на более жесткие позиции. Руководство КПЮ стало задумываться о переориентации внешней политики на Запад. Эти шаги Белграда все больше и больше разжигали озлобленность Москвы, поскольку для руководства СССР наиболее непростительным было именно неповиновение Тито. Интересно, что если в октябре речь шла о «борьбе против клики Тито», то уже в ходе III совещания Информбюро формулировка темы была изменена - «Югославская компартия во власти убийц и шпионов».
В 1949 г. по инициативе советского руководства в странах «народной демократии» прошел целый ряд судебных процессов над коммунистами («дело Райка» в Венгрии, «дело Костова» в Болгарии и т. д.), обвиненными в шпионаже в пользу западных разведок. Позиция Тито теперь называлась не ошибкой, но «сознательно контрреволюционной, антисоветской, антикоммунистической» политикой, «проводимой бандой шпионов, профессиональных доносчиков и агентов-провокаторов с долголетним стажем в полиции и аппарате буржуазной разведки (так подчеркнуто в оригинале доклада Георгиу-Дежа)». Действия Тито были классифицированы как часть общего стратегического плана империализма, направленного на разжигание мировой войны, а его внешняя политика - как «антисоветская политика самой гнусной марки (так подчеркнуто в оригинале доклада Георгиу-Дежа)». Все это, конечно, большое преувеличение, однако и оно имеет под собой определенную основу. Так, репрессиям подверглись члены КПЮ, не проголосовавшие за резолюцию V съезда КПЮ, в которой Тито отвел советские обвинения. Около 16 тыс. членов партии (т.н. «москвичи» или «коминформовцы») подверглись репрессиям. Большинство из них было отправлено в концлагерь Голи Отток на о-ве Голый, созданный секретным распоряжением Тито от 9 июля 1949 г.
В 1949 г. конфликт между Тито и Сталиным окончательно обострился. Коммунистическое Информационное бюро, включавшее представителей коммунистической партии СССР и ее сателлитов, было выслано из Югославии и переместилось из Белграда в Бухарест. Раздраженный упрямством и непримиримостью Тито, Сталин принимает жесткие меры - КПЮ объявлена бандой убийц и шпионов, обратная дорога в социалистический лагерь для нее закрыта. В Югославии начинается строительство социализма по своей собственной модели.
Иосип Броз Тито обдумывает свою стратегию
Естественно и однозначно, что позиция СССР в 1949-м году не могла быть никакой иной, кроме бойкота по любому вопросу и предложению со стороны Югославии в любой сфере. Это и явилось причиной не только отказа от участия в югославской олимпиаде команд СССР и ряда стран народной демократии, но и полного вакуума в средствах массовой информации об этом событии.
Для проведения этой Олимпиады шахматная федерация Югославии получила большую поддержку от государства, взявшего на себя расходы по подготовке и проведению соревнования. В самой стране многие города выразили желание провести у себя соревнование, но выбор пал на Дубровник - курорт на Адриатическом море. Из-за большого количества достопримечательностей в старинном городе, Олимпиада должна была стать хорошей рекламой для туристов. Для турнира были выделены три зала в музее «Галерея искусств».
«Шахматный» Дубровник 1950 г.
Заметно улучшился регламент: один тур в день, на каждый третий день доигрывались отложенные партии. Впервые разрешалось иметь двух, а не одного, запасных, но этим правом воспользовались далеко не все. Некоторые команды приехали вовсе вчетвером (Чили и Перу). По сравнению с прошлыми Олимпиадами в составах команд произошли заметные изменения. М. Найдорф выступавший до войны за команду Польши на этот раз возглавлял сборную Аргентины. 63-летний С. Тартаковер, самый старый участник Олимпиады, выступавший также за сборную Польши, представлял на этом соревновании Францию (во время войны он участвовал во французском движении Сопротивления); начиная с 1930 года он не пропустил ни одной Олимпиады.
Савелий Тартаковер
Единственная женщина на турнире - Ш. Шоде де Силан выступала за Францию. Состав сборной Швеции почти полностью сменился. Г. Штальберг ещё не вернулся из Аргентины и в соревновании не участвовал.
Вот так проходили игры
Всего на олимпиаде были сыграны 480 партий. Уже с первых туров было заметно, что команды, не имеющие в своём составе громких имён, компенсировали это дружной игрой. Начиная с пятого тура, хозяева соревнования ушли в отрыв. В трёх матчах (5-7 туры) они отдали только пол-очка и после седьмого тура возглавляли таблицу с 23½ очками, вторые аргентинцы - 20 очков. В результате именно югославская команда стала победительницей Олимпиады 1950-го года. Это был звёздный час югославских спортсменов, единственный случай в истории мировых шахмат, когда югославской команде удалось победить на Олимпиаде. На долгие годы буквально национальными героями стали члены югославской команды: С. Глигорич, В. Пирц, П. Трифунович, Б. Рабар, М. Видмар (младший) и С. Пуц.
Победители. Югославская команда – олимпийские чемпионы 1950-го года
Олимпиада в Дубровнике стала последним событием с непредсказуемым результатом и истинным сражением за золото. Но уже на пороге была «советская эра» олимпийского золота в шахматах и остальные участники (страны, команды и спортсмены) должны были на долгие годы смириться и довольствоваться деморализующей и изнурительной борьбой за вторые места.
Участники Олимпиады в Дубровнике. Прощальное фото
При этом по понятным политическим вышеизложенным причинам больше ни одна из стран не отреагировала на это событие каким-либо филателистическим выпуском. В частности, в том же 1950-м году в Венгрии вышла серия из трёх марок, посвящённая Турниру претендентов на звание чемпиона мира по шахматам, но ни в одной из стран, кроме Югославии, не выходило ничего про саму Олимпиаду 1950-го года!
СССР, однако, достаточно быстро осознал весомость, значимость и международное политическое влияние мероприятий такого рода, как олимпиады, роль таких событий, участие и особенно победы в них, как инструмент, фактор и поле политической борьбы; особенно и прежде всего между «востоком» и «западом» в условиях «железного занавеса».
И уже в следующей шахматной олимпиаде 1952-го года СССР не только принимает участие, но и на многие годы захватывает пальму первенства, обладая уникальной по силе командой и огромным потенциалом перспективных шахматистов.
Автор: Бодров Алексей
В нашем магазине наконец-то появился в продаже комплект материалов, на основе которого написана статья о Девятой шахматной Олимпиаде 1950 г. в Дубровнике!!!
http://chessm.ru/news/show/37
Данный комплект содержит:
- иллюстрированный фотографиями видов Дубровника, шаржами и фото участников буклет статей (240 стр.) с таблицами, перечнем партий, их анализом, комментариями и оценками олимпиады; югославское издание 1950 г. на сербском языке (рис. 1);
- двенадцать открыток с видами Дубровника периода олимпиады, почтовыми марками и шаржами участников; четыре открытки с автографами участников (рис. 2);
- шесть тематических конвертов с марками олимпиады, гашением первого дня и автографами участников (рис. 3);
- журнал «Филателия» № 11 за 2011 г. (в качестве бонуса!), где впервые была опубликована эта статья.
Данный комплект продаётся только целиком, отдельные части продаже не подлежат.
по вопросам приобретения пишите: murad@chess-m.com
- 64 шахматное обозрение №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 за 2024 год (Цена за один номер) 150.00 руб.
- Карты hearthstone серии шахматы 500.00 руб.
- Большие деревянная шахматная доска Турнирная №5 / Tournament №5 (Польша) (Wegiel) (С незначительными дефектами) 2550.00 руб.
- Старинные дореволюционные деревянные шахматы 7500.00 руб.
- Набор DGT Timeless деревянные шахматные фигуры ручной работы с деревянной нескладной доской 24000.00 руб.
- Набор DGT Юдит Полгар фигуры в шкатулке с нескладной доской (Judit Polgar) 32500.00 руб.
- DGT Нескладная доска из орехового дерева (55х55 см) 12000.00 руб.
- DGT Роскошная нескладная доска Judit Polgar (55х55 см) 13000.00 руб.
- Шахматные часы электронные DGT 2500 7500.00 руб.
- Шахматы пластиковые DGT c утяжелителем. (стаунтон 5) (высота короля 88 мм) (Голландия) 1600.00 руб.